Конституция РФ 1993 года в качестве одного из основных прав и свобод человека
и гражданина закрепила право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Механизм реализации этого конституционного права закреплен в Трудовом кодексе РФ через определение оплаты труда.
Ст. 129 ТК закрепила следующие понятия:
Заработная плата (оплата труда работника) — это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы — минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Оклад (должностной оклад) — фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Тарифная ставка — фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
В различных субъектах Российской Федерации существуют разные системы оплаты труда работников учреждений здравоохранения, в нашем случае — Санкт-Петербург и Ленинградская область, а также в учреждениях здравоохранения различного подчинения (региональное и федеральное). Данный раздел сайта разработан так, чтобы каждый член Профсоюза мог получить всю необходимую для него информацию, в зависимости от подчинённости (ведомственой принадлежности) учреждения здравоохранения.
Однако, системы оплаты труда работников учреждений здравоохранения различных регионов имеют существенные недостатки: недостаточный объем (отсутствие) дополнительного финансирования на введение новых условий оплаты труда, а также на реализацию МРОТ; уменьшение фонда стимулирующих выплат вследствие перераспределения финансовых средств для его реализации; отсутствие механизма индексации заработной платы; низкие размеры минимальных окладов по профессиональным квалификационным группам, рекомендованные на федеральном уровне и утвержденные в субъектах РФ и муниципальных образованиях.
К числу проблем правового характера необходимо отнести включение в величину МРОТ выплат компенсационного и стимулирующего характера; минимизацию государственных гарантий по структуре и размерам составных частей заработной платы; отсутствие утвержденных на федеральном уровне минимальных окладов (базовых) по профессиональным квалификационным группам. Это безусловно повлияло на обстановку в медицинских коллективах. В значительной части учреждений отмечаются негативные ситуации, основными из которых являются крайне незначительный размер повышения заработной платы для основной части специалистов. Произошло разное ее повышение для различных категорий работников, выравнивание уровня оплаты труда работников с низкой и высокой квалификацией. По существу были ущемлены права работников, осуществляющих равную по профессиональным и квалификационным признакам деятельность в разных условиях, в первую очередь, во вредных и опасных условиях труда, в ночное время, в местностях с особыми климатическими условиями.
В некоторых учреждениях допускаются нарушения норм Трудового кодекса в части формирования должностных окладов с учётом специфики и сложности деятельности, квалификации работника, снизились размеры выплат компенсационного и стимулирующего характера, необязательность выплат за квалификационную категорию и стаж работы дискредитирует роль в повышении квалификации специалистов и закреплении их на местах.
При необходимости, Вы сможете всегда связаться со специалистом по телефону или договорится о консультации в Теркоме Профсоюза.
Контактное лицо: главный специалист по экономической работе и оплате труда Туренко Нина Васильевна, телефон: (812) 314-12-37.
Новое по оплате труда:
Письмо Комитета по здравоохранению СПб о компенсационным выплатам по Covid-19(Ноябрь 2022 г.)
Информационная записка «О некоторых особенностях, связанных с изменением порядка установления материального стимулирования работников медицинских организаций в сложившихся эпидемических условиях» (Август 2022 г.)
Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 21 января 2020 г. N 14-1/ООГ-327 «Об оплате труда работника, заработная плата которого помимо месячного оклада (должностного оклада) включает компенсационные и стимулирующие выплаты, в выходные и нерабочие праздничные дни»
Ответ Минтруда РФ от 12.04.2021 на запрос Профсоюза работников здравоохранения РФ
Приказ Минобрнауки №70
Приказ Минобрнауки №72