Русский / English

— Без борьбы нет победыwww.przspb.ru

ПОИСК ПО САЙТУ

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

ОПРОС

Вам нравится новая версия сайта?

Да, появилось много нового
Нет, прошлая версия была лучше
Впервые на сайте, нравится
Мне все равно

ОБРАЩЕНИЕ к Президенту Российской Федерации В.В.Путину «Об оплате труда работников здравоохранения»

Уважаемый Владимир Владимирович!

Участники Пленума ЦК профсоюза работников здравоохранения РФ, обращаются к Вам в связи с серьезной озабоченностью ситуацией, связанной с положением медицинских работников в современных условиях, состоянием и уровнем оценки их труда.

Подводя итоги пятилетнего периода реализации Вашего Указа от 07 мая 2012 года № 597, можно без преувеличения отметить, что впервые за много лет он определил не только реальные шаги по повышению уровня оплаты труда медицинских работников, но и вызвал среди них широкий положительный резонанс в понимании значимости их труда в Российском обществе.

С сожалением мы вынуждены констатировать, что меры по его реализации, предпринятые чиновниками всех уровней, в первую очередь, федерального, его финансового блока, направлены на получение формальных, а не истинных результатов оценки труда работников здравоохранения.

При этом ряд из них напрямую искажает сам смысл Ваших Указов.

В их числе применение с 2015 г. показателя «среднемесячный доход от трудовой деятельности по субъекту РФ» взамен обозначенного в Вашем Указе целевого показателя «среднемесячная заработная плата по субъекту РФ». В результате, существенно уменьшена, а по оценкам экспертов Минэкономики России — не менее чем на 11%, исходная величина, относительно которой определяются индикативные показатели увеличения зарплаты отдельных категорий работников во всех субъектах РФ. С учетом изменений, сложившиеся по итогам 2016 г. соотношения среднемесячной заработной платы по категориям медицинских работников к показателю среднемесячного дохода от трудовой деятельности в целом по России, оказались завышенными по сравнению с расчетными показателями по «старой» Методике, исходя из среднемесячной заработной платы в целом по РФ. Так, по врачам это соотношение составило 155,3% против 137,9% при расчете по старой Методике; среднего медперсонала — соответственно 86,3% против 76,7%; младшего медперсонала — соответственно 56,5% против 50,2%.

Принципиально важным является также вопрос о неправомерности включения при исчислении средней заработной платы работников ряда выплат, относящихся к мерам социальной поддержки, в т.ч. компенсации по оплате жилищно-коммунальных услуг, имеющих систематический характер, что напрямую противоречит нормам Трудового кодекса РФ. Не связанные с осуществлением трудовых функций работников, эти выплаты необоснованно приводят к увеличению анализируемого размера среднего заработка.

Одним из источников финансового обеспечения повышения уровня оплаты труда работников продолжает оставаться оптимизация сети учреждений здравоохранения и штатной численности. Реализация данного направления еще более усугубляет существующий дефицит кадров специалистов и приводит к значительному росту интенсификации труда работников. Так, по данным экспертов, дефицит врачей составляет около 37 тыс. человек, среднего медицинского персонала — более 200 тыс. человека; по официальным данным Минздрава России, коэффициент совместительства в 2016 году составил 1.4, однако, на практике его величина существенно превышает указанный показатель.

В этих условиях расчет среднемесячной заработной платы медицинских работников, учитывающий все виды дополнительных работ, также формирует необъективную, формально-арифметическую статистику и не позволяет оценить реальный размер заработной платы за осуществление трудовой функции в пределах установленной продолжительности рабочего времени.

Так, медицинскими работниками — респондентами социологического опроса, проведенного по заказу ЦК Профсоюза в рамках научно-исследовательской работы «Оценка системы оплаты труда, условий труда и кадрового потенциала медицинских работников в условиях реформирования системы здравоохранения», были приведены цифры своей заработной платы, которые далеко несопоставимы со статистическими данными: зарплата по основному месту работы около трети врачей укладывается в предел от 10 тыс. руб. до 19.9 тыс. руб., еще около трети врачей — от 20 тыс. руб. до 29.9 тыс. руб.

При том, что цифры официальной статистики фиксируют рост размеров оплаты труда, в т.ч. в рамках реализации Указов, более трети опрошенных указали на снижение фактических размеров своего дохода за последние 4 года, из них каждый пятый заявил о значительном снижении уровня оплаты труда. Мониторинг, проводимый ЦК Профсоюза, также свидетельствует о снижении в ряде случаев размеров оплаты труда. Так, в 2016 году, по сравнению с 2015 годом, уменьшился размер среднемесячной заработной платы в целом по здравоохранению в 2 регионах, по врачам — в 5 субъектах РФ, по среднему медицинскому персоналу — в 3 субъектах РФ.

Одним из основных выводов, полученных в ходе социологического опроса, стало наглядное подтверждение того факта, что «перегрузки» работников, далеко выходящие за пределы норм, установленных трудовым законодательством, не коррелируют с размером оплаты труда. Так, для трети опрошенных фактическая продолжительность рабочего времени в неделю по основному месту работы, с учетом недокументированных переработок, составляет более 39 часов, а для 20% сотрудников данный показатель достигает 60 и более часов при работе на ставку. С учетом всех дополнительных видов занятости доля работающих свыше 60 часов достигает более 40%.

Но даже в этих условиях чрезмерной интенсификации труда работников, не выполнены региональные «дорожные карты» за 2016 год в отношении категории врачей в 21 субъекте РФ; в отношении среднего медицинского персонала — в 13; младшего медицинского персонала — в 34 регионах; не выполнена федеральная «дорожная карта» в целом по врачебному персоналу (155.3% против 159,6 по плану); по младшему медицинскому персоналу (56,5% против 70,5% по плану).

Озабоченность вызывает и ситуация, связанная с переносом итогового срока реализации Вашего Указа, в строгом соответствии с которым Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012–2018 годы, План мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения», утвержденные соответствующими Распоряжениями Правительства РФ в 2012 году, предусматривали достижение контрольных показателей для медицинских работников в 2017 году. Однако, в 2016 году субъектам РФ было дано указание о корректировке сроков достижения целевых показателей по категориям медицинских работников, с определением итогового периода в 2018 году, т.е. на 1 год позднее. При этом изменения в указанные выше соответствующие Распоряжения Правительства РФ не внесены; в рамках социального партнерства они не обсуждались.

Озабоченность Профсоюза вызывают и проблемы формирования систем оплаты труда работников медицинских организаций.

И здесь мы также вынуждены констатировать неисполнение Правительством РФ нормы Вашего Указа № 597 от 07.05.2012 г. об утверждении базовых окладов по профессиональным квалификационным группам должностей работников.

В этих условиях отсутствие единых отраслевых подходов, учитывающих специфику деятельности медицинских работников, обусловило существенные различия в уровнях оплаты труда работников по субъектам РФ, что в значительной степени обуславливает внутриотраслевой межрегиональный дисбаланс кадров специалистов.

Меры по совершенствованию систем оплаты труда в здравоохранении, исходя из увеличения гарантированной части (должностного оклада) в структуре заработной платы, в условиях отсутствия дополнительных финансовых средств на эти цели, привели на местах к уменьшению и даже исключению иных надтарифных выплат, в первую очередь, стимулирующего характера. Таким образом, существенно затруднена реализация одного из главных направлений совершенствования систем оплаты труда в рамках «эффективного контракта» — зависимость размеров материального вознаграждения работников от качества, результативности их деятельности, что также предусмотрено Вашим Указом.

Эта проблема в значительной степени обусловлена тем, что в предшествующие три года как на федеральном уровне, так и в субъектах РФ, не проводилась индексация фондов оплаты труда государственных учреждений. Более того, не запланирована индексация также в 2017 году и в последующие 2018-2019 годы.

В сложившихся условиях планируемые меры по повышению минимального размера оплаты труда без дополнительного финансового обеспечения приведут к практически полной невозможности обеспечить необходимую дифференциацию в уровнях оплаты труда квалифицированных и неквалифицированных работников.

Уважаемый Владимир Владимирович!

В основе Ваших Указов от 07.05.2012 г., предусматривающих меры по совершенствованию систем оплаты труда работников здравоохранения, заложена концептуальная задача сохранения кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности профессии, что в конечном итоге направлено на повышение качества и доступности медицинской помощи.

Отмечая, что в здравоохранении страны в настоящее время реализуется комплекс мер по совершенствованию подготовки профессиональных кадров и механизмов допуска их к профессиональной деятельности, Профсоюз вынужден констатировать, что реальная ситуация, связанная с обеспечением социально-экономических прав работников, принципиально не меняется.

Убеждены, что дальнейшее обострение проблемы и без того крайне низкого уровня материальной оценки труда работников сферы здравоохранения на фоне роста интенсификации их труда, не позволит разрешить критическую ситуацию с кадровым обеспечением отрасли, что, в свою очередь, сопряжено с ухудшением качества и снижением доступности оказываемой медицинской помощи населению.

В этой связи считаем необходимым принятие на федеральном уровне Комплексной программы по совершенствованию кадровой политики в отрасли, ориентированной не только на совершенствование подготовки кадров, повышение квалификации специалистов, но и на решение вопросов достойной оценки их труда, соответствующей степени социальной значимости и ответственности их профессиональной деятельности.

Профсоюз считает, что первоочередным шагом в решении имеющихся проблем в этой сфере должна стать реальная, не только на основе формальной статистики, оценка на государственном уровне ситуации в части оплаты труда, уровня интенсификации труда работников отрасли, что позволит скорректировать в ближайший период меры, направленные на достижение целевых показателей, обозначенных в Вашем Указе № 597.

Направляя Вам «Сводную информацию о динамике среднемесячной заработной платы медицинских работников за 2016 год по отношению к предыдущим отчетным периодам», обобщенную ЦК Профсоюза по данным Росстата (приложение № 1), «Итоги выполнения «дорожных карт» в 2016 году, направленных на повышение заработной платы медицинских работников» (приложение № 2), а также Отчет о научно-исследовательской работе «Оценка системы оплаты труда, условий труда и кадрового потенциала медицинских работников в условиях реформирования системы здравоохранения» с приложением его электронной версии, надеемся на Ваше личное содействие в инициировании принятия конкретных решений по кругу обозначенных проблем.

V Пленум ЦК профсоюза

31 мая 2017 года